Организация и методика обучения
музыкально-ритмическим движениям
Музыкально-ритмические
движения – один из видов музыкальной деятельности, который помогает детям
полюбить музыку, расширить музыкальный кругозор, формировать эмоциональную
сферу, совершенствовать мышление. Система упражнений, выстроена по принципу «от
простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально- ритмических навыков
и возрастных особенностей детей. Формирование музыкально-ритмических навыков
осуществляется в таких формах музыкальной деятельности, как музыкальные
занятия, праздники и развлечения, досуги.
Н.Александрова, Е.Бабаджан,
М.Метлов, Н.А.Ветлугина и др. выделяли музыкально-ритмические движения как
отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которого осуществляется
целенаправленное развитие чувства ритма, позволяющее в полной мере раскрыть
музыкальные и творческие способности ребенка посредством танца, упражнений и
игр.
Музыкально-ритмические
движения – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание
музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основной является музыка, а
разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения
используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Система
музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на
функциональную деятельность организма.
Классификация музыкально-ритмических движений
Упражнения: основные
движения – подготовительные; образные;
Танец, хоровод:
с фиксированными движениями; импровизации;
Игры: фольклорные
– сюжетные, несюжетные, игры-инсценировки.
Обучение музыкально-ритмическим
движениям в его творческом самовыражении – целенаправленный и длительный процесс,
который нужно реализовывать поэтапно. Традиционное обучение музыкально-ритмическим
движениям включает три этапа.
1 этап. Познакомить
детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное
впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах). Педагог
прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер,
образы и показывает музыкально-ритмическое движение. (Показ должен быть
правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание,
элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно. Если
элементы знакомы или несложны, то педагог вместе со всей группой или
несколькими детьми выполняет новое движение полностью. Важна тактичная оценка
педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное
отношение детей к занятиям.
2 этап.
Углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его
элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли
движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает
вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы
помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность
движений, найти соответствующий образ.
3 этап. Закрепить
представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять
разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под запись,
аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Методика нацелена на
работу над его качеством. Педагог, напоминая последовательность, используя
образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для
эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно
предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую
пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов
танца.
При обучении детей
музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям педагоги
используют различные методы:
- метод показа. Разучивание
нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и
потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В
начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью
усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку;
- словесный метод.
Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь,
будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией,
оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между
движением и музыкой;
- игровой метод. Является
ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог
подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия;
- метод импровизации.
Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения,
такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести
внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает
предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует
тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск
собственных красок и оттенков исполнения;
- метод релаксации.
Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных
эмоций, зарядиться положительной энергией;
- метод звучащих жестов (по
Карлу Орфу) Эффективно использовать в метроритмических и речевых играх. Такой
метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже
прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок;
- концентрический метод
заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных
музыкально-ритмических заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к
пройденному, но с усложнением. Если эти методы будут правильно подобраны
педагогом, это поможет ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и
характер музыкальных и двигательных произведений. Методика обучения
музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических
движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному
Сущность
музыкально-ритмического воспитания в ДОО заключается в восприятии детьми музыки
через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических
чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого
воображения, психических процессов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий